Отредактировано:18.01.10 15:43
(4/4)
* Сама по себе экзистенциальная тревога относится к числу условий человеческого существования. Это то, чего не может не быть. Но динамика ее переживаний зависит от отношения к ней. Негативная динамика, т. е. переход ее в патологические формы возникает при уходе от осознания, при вытеснении. В границы психической нормы вписывается та доза тревоги, которая не разрушает, не парализует деятельность. Здесь критерии чисто функциональные. Но слишком высокий уровень тревоги разрушает нас в настоящем. У каждого своя индивидуальная психологическая конституция, кто-то может вынести больше, кто-то меньше. Если тревога присутствует в нашей картине мира, то она во многом теряет значительную часть своего разрушительного потенциала просто потому что большая часть дезорганизующего влияния этой тревоги связана с напряжением ее борьбы против вытеснения: действие равно противодействию.
* Необходимо принять негативные аспекты — тревогу, смерть, небытие, — как некие неотъемлемые части нашей жизни. В культуре существует много форм как осознания экзистенциальной тревоги, так и ее вытеснения. У человека есть склонность стремиться убрать из жизни все неприятное, все дискомфортное. И в этом отношении экзистенциальная тревога тоже рассматривается как нечто мешающее в жизни. Фактически вся массовая культура, поп-культура служит инструментом вытеснения экзистенциальной тревоги. Все дискомфортное, все, что нарушает светлое гармоничное мироощущение, просто объявляется несуществующим. Вся наша жизнь — это борьба за целостность жизни, за то, чтобы принять в картину мира в том числе и то, что вызывает тревогу, вызывает дискомфорт, являясь неотъемлемой стороной нашей жизни. Стоит вспомнить формулу Канта: делай, что должно и будь что будет. Всегда есть зазор между реальными результатами и нашими целями, но, тем не менее, наша задача — принимать эту непредсказуемость и быть открытым тем возможностям, которые возникают.